Без креста не увидим и Христа


Бесы очень боятся знамения Креста Господня,
ибо на нем Спаситель разоблачил и выставил их на позор.
Св. Антоний Великий 

"...Сколько бесов носится в этом воздухе! Сколько противных нам сил! Если бы только Бог позволил им показать нам свои страшные и отвратительные лица, то не пришли ли бы мы в ужас, не погибли ли бы, не уничтожились ли бы?... "

Творения Св. Иоанна Златоуста, толкования на 41 псалом

 

 

Просматривая телепрограмму, наткнулся на анонс передачи, в котором говорилось: «До сих пор ученые и представители церкви не могут определить, в чем разница между кликушеством, икотницей и необычным психическим заболеванием - синдромом Туретта. Ученые по долгу службы не готовы признавать мистической канвы уникального заболевания…»

 

Решил познакомиться с темой. Она оказалась весьма занимательной. Впрочем все по порядку…

 

В речевой культуре русского крестьянства особое место занимают так называемые «кликушество» и «икотка», «икотница». Это известное исследователям, но плохо изученное явление обыкновенно мотивируется тем, что в человека вселилось (или было посажено колдуном) некое демоническое существо. Помимо различных психосоматических эффектов (общее недомогание, непрекращающаяся зевота, судороги и конвульсивные движения,депрессия) вселившийся демон зачастую обнаруживает свое присутствие, существенным образом изменяя речевое поведение одержимого/одержимой (как правило, кликушеству в большей степени подвержены женщины, а не мужчины).

Кликуша начинает кричать на голоса, подражая различным животным и птицам, произносит бранные и кощунственные слова, выкликает имя испортившего ее колдуна. Иногдаречь кликуши ограничивается нечленораздельными звуками или глоссолалией, но чаще она вполне членораздельна и связна: нередко вселившийся в кликушу демон выступает как самостоятельная языковаяличность, способная адекватно реагировать на происходящее вовне, отвечать на вопросы, комментировать высказывания своей «хозяйки»(«хозяина»).

 

Кликушество, было достаточно широко распространенно среди русского крестьянства и появлялось то в виде единичных заболеваний то в виде целых психических эпидемий. Больные («кликуши») считают себя жертвой порчи, колдовства или верят, что в них вселился дьявол. Вообще же этиология кликушества, как и истерии вообще, изучена очень мало.

 

Болезнь родственна демономаниям, свирепствовавшим некогда в русских и особенно западноевропейских монастырях. Первые известия о Кликушестве появились в Перми (тамошние «икотницы») в 11 веке. В 17 веке Кликушество достигает своего апогея, чему способствовало сильное обострение мистицизма и суеверий, вызванное (возможно) «расколом», когда многие кликуши рассматривались как пророчицы и «страдающие за веру». В эту эпоху лицо, от которого якобы пострадала кликуша, привлекалось к суду и предавалось пытке, сама же кликуша только «отчитывалась». Одно время (указы 1715—16 гг.) Кликушество стали рассматривать как притворное беснование, имеющее целью возведение поклепа на невинных людей.

 

______________________________________________________________________

Из медицинских справочников - КЛИКУШЕСТВО - расстройства психики при истерии в виде припадков с суженным сознанием и яркими, гл. обр. зрительными, галлюцинациями. В прошлом было широко распространено, гл. обр. среди крестьян, почти исключительно среди женщин. Распространённость К. тесно связана с уровнем культуры и влиянием религии. Припадки обычно возникали во время богослужения: кликуша внезапно падала, билась в судорогах и корчилась, одновременно "выкликая" имя виновника её порчи. Мимика и пантомимика выражали то ужас, то гнев, тоску и т. п., отражая яркие бредоподобные и галлюцинаторные переживания. Характерны были также икота, дрожь во всём теле, истерический ком в горле, сосудодвигательные нарушения (гиперемия лица, похолодание конечностей и др.)
______________________________________________________________________
Синдром Туре́тта (болезнь Туретта, синдром Жиль де ла Туретта) — генетически обусловленное расстройство центральной нервной системы с манифестацией в детском возрасте, характеризиующееся множественными моторными тиками и как минимум одним вокальным тиком.
Точная причина синдрома Туретта неизвестна, но установлена связь с генетическими и экологическими факторами.

Тики возникают внезапно в виде повторяющихся, однообразных, неритмичных (моторные тики) и высказываний (звуковые тики) с участием отдельных групп мышц.
______________________________________________________________________
 

Говоря об особенностях русского кликушества, следует иметь в виду два основных типа речевого поведения одержимой/одержимого. Во-первых, это нечленораздельные крики, косноязнычное бормотание, реже — глоссолалия или эхолалия. Зачастую этот тип характеризует начало припадка или первую стадию «проявления» посаженного демона. Другой тип — подражание голосам животных. Кликуша кукует кукушкой, лает по-собачьи, кричит петухом, мяукает, как кошка, и т. п. «Уйдет вот в лес, — вспоминает про порченую новгородская крестьянка, — значит, заберется на елку, кукует. И даже на нашест с курицам забиралась и там пела петухом всяко». Впоследствии изгоняемый демон объясняет, что, кроме него, в порченой обитают собака и кукушка…Голоса животных в речи кликуши могут перемежаться с членораздельной речью демона или самой одержимой.


    Что до собственно речи от лица демонического существа, которым одержима кликуша, то она также соответствует нескольким устойчивым тематическим направлениям. Наиболее распространено выкликание имени колдуна, насадившего порчу: иногда демон сообщает его по собственной инициативе; иногда, для того чтобы это выяснить, требуются специальные магические действия. Известно значительное число случаев, когда при встрече с подразумеваемым виновником (виновницей) порчи демон называет его «батюшкой» или «матушкой». Кроме имени испортившего, демон может сообщать и конкретные обстоятельства порчи.

 

      Нередко демон рассказывает и о том, кто еще в деревне скоро закричит, о том, на сколько лет он посажен, в ком гулял раньше, о своем имени и, так сказать, социальном статусе. Так, например, доктор Д. П. Любимов, обследовавший двенадцатилeтнюю девочку-кликушу из Саратовской губернии, записал следующее: …рассказ был от первого лица: «Во время свадебного поезда я сел на ноги к новобрачному, потому что он вышел из церкви без молитвы, когда же она (больная девочка) осудила молодого, то я перешел к ней и буду сидеть в ней тридцать лет; до этого времени я сидел 18 лет в А. С., крестьянке села Б. Самарской губернии, и оставил ее назад тому только месяц, по случаю ее смерти». На наш вопрос у больной, с кем мы говорим, она отвечала от первого лица: «я майор и даже выше полковника»…

 

      В порченой крестьянке с севера Новгородчины обитало существо, представлявшееся «господином» и даже «царем» Сашкой…

 

В то время одним из наиболее известных и крупных «икотных» мест было Пинежье. Вот материал из статьи «Тайна Пинежских икотниц» Ангелины Тихоновой (газета «Курьер Беломорья» за 27 июня 2006 http://www.arhpress.ru/kurbel/2006/6/27/10.shtml ):

«Гиблый край Архангельской земли - Пинежье. Здесь тяжело умирают старожилы, отсюда сбегают их потомки, а в каждой деревне можно встретить "испорченных" людей...

- Уы, уы, уы, - грудным голосом орет пожилая женщина. - Не ходи этой стороной, не ходи, не ходи, не ходи! Прибью! Прибью, не ходи! Когда воет бабушка.

Монолог продолжается долго, то и дело срываясь на вой, - пока с работы не приедет ее старший сын Николай. Угрозы старушки адресованы всегда одному человеку - внуку, взрослому пареньку, приехавшему погостить. Сын воющей старушки - человек занятой, постоянно быть дома не может. Единственным спасением для внука остается не показываться бабушке на глаза…

- Я же не могу сказать сыну, чтобы он домой не ездил, - сетует Николай. - Мать его чует, буквально как собака. Он прячется на чердаке, в комнатах, - она всегда быстро находит его и начинается все это…

…..Женщина успокаивается очень скоро. Она действительно каким-то нечеловеческим чутьем понимает, что внук уехал, и становится обычной деревенской хозяйкой. Хлопочет по хозяйству, общается с соседями. Причем предельно вежливо. Любит почаевничать с гостями....

….- Есть поверье: чтобы икотнику умереть - он должен передать знание, - рассказывает местная жительница Нина. - Иначе он может годами умирать-умирать, но не отойти в мир иной. Только вот сейчас сознание-то у людей иное. Если прежде они своим детям передавали "знание", то теперь предпочитают сами отмучиться и закончить эту греховную миссию на земле. Хотя... хотите - верьте, хотите - нет, я точно скажу: есть еще люди и в Карпогорах, и в деревнях, которые не передали знание, мучаются. А есть те, кто детям передал. А еще старушка одна недавно померла, долго подыскивала подходящего человека. И говорят, передала "знание" молодой девчушке, не родственнице, не знакомой... Перед смертью девушка ей в избу что-то заносила, попросили, видно. А потом ее как подменили. И характер изменился, и от людей закрылась…

….В местной администрации икотницами особо не озабочены. Есть другие, более насущные и менее таинственные проблемы. Говорят даже, что алкоголизм и безработица куда страшнее пинежской икоты... И те, кого сглаз и порча мучают, к чиновникам за помощью не обращаются. Даже в отдел социальной защиты. Наверное, любому понятно, что защита - не та. Не от сглаза…..

…..Пинежане, зная, что друг от друга можно ожидать чего угодно, предпочитают другую защиту. Крест для крещеных, соль в кармане (или просто при себе), молитвы за пазухой (и над дверьми дома), и даже... русский отборный мат. Говорят, если на тебя взглянет кто-то искоса - ругнись, и все обойдется. А я вспомнила, что применила почти все степени защиты, готовя этот репортаж.»

 

 

Русская Православная Церковь в лице некоторых священнослужителей боролась и борется по сей день (отец Герман в Троице-Сергиевой Лавре) с одержимостью бесами методом отчитки.

Так называемая отчитка применяется не для лечения той или иной физической немощи, болезни, а для исцеления от страшного духовного недуга - одержимости бесом. Конечно, освобождаясь от бесовской зависимости, человек получает облегчение не только для души, но и для тела. Вот, например, описание исцеления Гадаринского бесноватого. "И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся" (Лк. 8, 26-36).

 Изгнание нечистых духов - это нелегкое и опасное делание. В Деяниях апостолов мы читаем, как "некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома" (Деян. 19, 13-16). Поэтому за отчитку берутся только по послушанию, а никак не самочинно, чтобы не подвергнуться самим поруганию от бесов.

 Необходимо понимать, что к отчитке прибегают только в крайних случаях, когда зависимость от беса доходит до одержимости. Обычно же пост, молитва, покаяние, регулярное причащение Святых Христовых Таин помогают христианину избавляться от страстей, греховных привычек и тем самым освобождаться от бесовской зависимости.

Отец Иоанн (Крестьянкин) подчеркивает, что отчитка только обряд. "Во всех случаях бегите к Богу в Таинствах", - призывает он страдающую от бесов и перечисляет исповедь, причастие, соборование, предполагающие покаянную борьбу со страстями.

 

 

Молитвы святым, помогающим в этих недугах и напастях:

 

Молитва священномученика Киприана

http://bogistina.info/molitvi/kiprian_ot_nechistoy_sili.shtml

 

Молитва Преподобному Лаврентию Туровскому

http://bogistina.info/molitvi/lavrentii.shtml

 

Молитва СВЯТЫМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ КИПРИАНУ И МУЧЕНИЦЕ ИУСТИНИИ

http://bogistina.info/molitvi/pomosh_kipriany.shtml

 

МОЛИТВА МУЧЕНИКУ ТРИФОНУ

http://bogistina.info/molitvi/trifon.shtml

 

 

Ну и несколько слов об обычной икоте, всем нам знакомой))

Единственно верного и правильного метода борьбы с икотой нет: кому-то помогает выпитый стакан воды, кому-то — задержка дыхания. Некоторые рекомендуют напугать икающего, что, на самом деле, тоже очень спорное средство. Икота должна пройти сама через 5-15 минут после начала — так же непроизвольно, как и началась.

Необходимо отметить, что в случае продолжительной икоты лечение, прежде всего, предполагает воздействие на основное заболевание.

Народные средства:

  1. Последовательно три раза задержать дыхание.
  2. Накапать 20 капель Валокордина или чего-то подобного в чайную ложку, выпить и запить стаканом теплой воды. Помогает немедленно.
  3. Двенадцать маленьких непрерывных глотков холодной воды. При этом воду надо обязательно глотать и не дышать.
  4. Нагнуть туловище вперед как можно сильнее, руки сомкнуть за спиной и далее при помощи другого человека, который будет держать стакан, пить воду как в пункте 2.
  5. Съедание одной чайной ложки обычного сахарного песка в сухом виде, без запивания водой быстро прекращает икоту.
  6. Приложить холодный компресс или кусочки льда к горлу.
  7. Сделать максимально глубокий вдох, и не выдыхая, совершать действия, аналогичные вдоху.
  8. Поднять руки над головой и делать глубокие вдохи и выдохи
  9. Согреться (если причина — переохлаждение): одеться в сухую тёплую одежду, выпить горячий безалкгольный напиток и пр.


В качестве курьёза: американец Фрэнсис Фесмайр, а также трое его израильских коллег получили в 2006 г. Шнобелевскую премию по медицине за открытие, что икоту можно излечить при помощи ректального массажа. Причём открытие было сделано ими в разные годы независимо друг от друга.

 

И на последок:

 

Что хочется сказать в заключении всего вышеизложенного…

Живите в любви и доброте, живите по писанию, ходите в цер­ковь, причащайтесь и исповедуйтесь почаще (не реже, чем один раз в месяц, а хорошо и через 2 недели). Никто не понесет наш жизненный крест за нас, да и не надо этого. «Без креста не увидим и Христа». Непременно раз в год соборуйтесь. Собо­рование — одно из 7 Таинств Церкви, а отчитка — просто чин. Умудри Вас Бог!

 

Материалы собраны на:

http://bogistina.info/

http://pryzhov.narod.ru/klik4.html

http://krotov.info/history/19/55/panchenko.htm

http://pravoslavie.ru/